пятница, 3 ноября 2017 г.

М - значит Марафон (Амстердам 2017)


   Привет. Сейчас будет длинная запись о том, как я пробежал свой первый марафон. С большего, пишу я всегда для себя (люблю перечитывать), но всегда есть желание написать интересно, а в этот раз еще и полезно-информативно, но в целом всё равно для большинства она останется обычным пафосным отчётом. Если что: пробежал,  всё супер, 3.52 - можете закрывать вкладку.

   Для тех, кто остался тут, продолжение под катом. Можно прям целыми разделами скипать ;)

Стадия 1. Идея

   Зачем? Самый частый вопрос. Любой ответ сейчас был бы обманом. Никаких мыслей, зачем это делают люди, у меня не было вплоть до середины подготовки,  до начала которой еще очень долго.
   После сезона мультигонок в Беларуси осознал, что бег - самое слабое место. Примерно в этот же момент подвернулся полумарафон в Минске. На дворе был сентябрь 2016. Никаких тренировок, планов, представлений о беге - просто вышел на старт. На финише после 1 часа 46 минут бега было плохо. Последние километры я помирал, но бежал. Мне вообще не понравился процесс - единственный позитив был "нет. ну я таки смог". В общем, этот ваш бег не впечатлил. 
   Спустя месяц (в начале ноября) был в отпуске в Украине. И надо же было друзьям поехать бегать Львовский полумарафон - за компанию подписался и я. Не знаю, что изменилось (я всё еще не делал никаких тренировок), но на финише во Львове (1 час 42 минуты) присутствовал какой-то экстаз от забега, я ускорялся все последние километры, а усталости не чувствовалось и хотелось прям бежать дальше. Вот, собственно, и первый день, когда мысль о марафоне кто-то подбросил в моё сознание. До нового года она прочно укрепилась в голове. Зачем? Все ещё понятия не имею. Просто на "слабо", ведь половинку я пробежал - не хотелось останавливаться.

Стадия 2. Подготовка к подготовке

   На новый год у меня был специфический подарок - оплата участия в марафоне. Конечно, есть много близких марафонов, но самый близкий меня не прельщал от слова совсем. В общем, не хочется долго объяснять почему и как, но был куплен билет на Golden Label марафон в Амстердаме. Так появилась точная дата - 15 октября. Билет есть, что надо сделать? Забыть и забить =) Конечно же ничего кроме ОФП в зале и велосипеда я ничего не делал еще очень долго. Изредка бесцельные лёгкие пробежки. 
   Так и наступил парам-пам-пам. Май =) Примерно в это время я уже вдоволь начитался литературы, отчётов подобных этому о первых разах... Становилось страшновато. Читаешь: люди готовятся по графику, бегают какие-то страшные слова типа фартлеков, интервалов, СБП, СПУ, знают свои огоспади пульсовые пороги. Так еще и всё равно им после финиша тяжело и сколько-то дней они страдают после. В общем - полный мрак. 
   После наступления осознания того, что просто так ничего не будет, были приобретены спортивные часы и новые кроссовки с прицелом на марафон. Забегая вперёд, без часов подготовиться и пробежать, конечно же, можно - но сложнее в разы. Так что вещь 100% нужная и предельно полезная. С ними я забежал на максимуме возможностей того момента еще один полумарафон в Белостоке - 1 час 35 минут. Забежал и ужаснулся пульсу. Меньше 180 чисел я там не видел. Нужен план, подумал я.

Стадия 3. План

   Первым делом я воспользовался сайтом my.asics.com. Вбил предполагаемое количество тренировок в неделю, лучшие результаты на 10 км и полумарафон и получил план с выводом на 3 часа 25 минут к марафону. Цифры, конечно, мне льстили... Но всё это казалось предельно сложным + к этому сразу после марафона у меня была широкая активная туристическая программа по Европе - доп. цель не "помереть" после марафона и восстановиться к норме как можно быстрее. План показал своему главному наставнику Паше К и мы составили новый =) 
Суть его заключалась вот в чём. Отталкивались мы от того, что #прямосейчас я способен без проблем бегать десяточку. В неделю обязательные две тренировки, третья опциональная по наличию свободного времени. Первая в неделе 10, вторая 12. Следующая неделя: первая 12, вторая 14... Каждая 4-я неделя отдых - на ней только пробежки по 5 км. Такие же пятикилометровки - как восстановительная третья опциональная и на обычных неделях. Так до пиковых 33-35 километров. Потом в обратную сторону с резким снижением километража первой тренировки и плавным второй. Собственно вот и весь план.
Фантастический изначальный план от myasics 

   Дополнительно для себя решил полностью отказаться от алкоголя. Т.е. никто нигде не писал, что одна кружка пива после тренировки или пара бокалов вина на ужин (не каждодневно, естественно) - это вредно для бегуна.  Нет. Это скорее была воспитательная мера для самого себя. Скажу честно, пару раз за всё время были поводы, когда я не смог отказаться на 100%. Но это были исключения из правила. Само правило действовало и давало свои плоды. 

Стадия 4. Тренировки. Начало

   Что думает обычный человек, живущий возле лесопарка? Какой огромный лес! Что думает человек, которому надо бежать от 10 км и выше? Господи, да куда же еще сбегать! Бегать кругами (рядом с домом у меня есть асфальтовый круг в лесу на ~1 км) мне надоело почти сразу. Лес пробежать вдоль и поперёк - выходит ну 10 км, а что дальше? Пробовал бегать просто "в ту сторону" без осознания куда - стал натыкаться на дикий набор высоты, что было скорее не нужно. В общем, первый цикл подготовки я бы выделил до момента, когда за тренировку не нужно пробегать полумарафон. Ты ничего с собой не берешь, трассу подобрать еще довольно просто - времени на тренировку уходит не так и много. 
   В этот период я знакомился с техникой на своей руке. Мысли о беге полгода назад: "ну ты короче надеваешь кроссовки и бежишь. потом прибегаешь". Теперь же я ощущал себя каким-то космонавтом: на часах куча циферок - темп, расстояние, пульс... Пульс опустить! Темп держать! Расстояние мониторить... Сложна! Очень сложна! А еще этот проклятый пульс - почему он растет? Смотришь пробежки друзей - бегут себе и бегут на низком, хоть бы хны. Смотришь свою - на пятом километре он уже прыгает вверх и всё. А еще и дурацкая уверенность, что я могу бежать быстро (нет. ну полумарафон я ведь забежал по 4.30 на км! почему я сейчас должен бежать по 6?). Т.е. даже при быстром (для себя) беге на этих тренировках - ты, с большего, не устаешь, но бежать быстрее тебе всё равно нельзя?! Ерунда какая-то. Всё это нервирует и трудно для понимания. Тут нужен довольно строгий самоконтроль. 
   Дальше открывается новый параметр. Т.е. всех этих циферок конечно было мало! Оказывается еще есть каденс! Который почему-то умные люди сказали надо держать на отметке 180! Если что каденс - частота касаний земли обеими ногами в минуту, эвонокак. И конечно же у меня этот самый каденс стремится к 160 =) Проблема! Какое-то время, почитав литературу о том, как его поднимать, я стал на это обращать внимание. Казалось бы он даже подрос до 170, но спасибо наставнику за совет не кроить технику бега в фазе подготовки к важному событию - это может привести к перераспределению нагрузок и травмам. Так, я немного разгрузил голову этим, хотя тот самый каденс всё же обратно не провалился.

Стадия 5. Тренировки. Осознание

   Бегал я исключительно один и без музыки. Всё было хорошо до момента, когда тренировки начали приближаться к двухчасовым (это только сам бег, без разминок и заминок). Тут уже стало тяжело психологически. Бежишь, думаешь черт те знает о чём. Зачем? Куда? Почему? Иногда приходилось заставлять себя. Тут на помощь пришли друзья - так мне повезло попасть на двухчасовую пробежку лёгким темпом (для меня было всё еще удивительно - зачем людям, которые уже очень давно бегают и умеют это делать быстро, бежать по 5.30-6.00) с ребятами. И это было важно. Во-первых - мы пробежали почти 20 км маршрут по красивым местам, который был для меня новым. Во-вторых - эти два часа в непринужденной болтовне просто пролетели. Это даже не назвать тренировкой - это способ отдыха.
Любимый маршрут =)
   На тренировках с дистанцией до полумарафонской, по одному совету, я ничего не пил и не ел. Это я проверил на еще одном полумарафоне в Барановичах, который бежал планово по 5 на километр (тогда я еще думал, что это мой целевой темп на марафоне) без всяких подпиток. На финише я себя чувствовал отлично - это радовало. Но уже буквально на пробежке в 23 километра я физически почувствовал, что ужасно голоден. Дальше так было продолжать нельзя. Я стал брать с собой батончики, которые требовали еще и жидкости. Колонка с водой в лесопарке стала для меня нулевым километром =) Все дистанции я строил вокруг неё и с учётом возвращения к ней на нужном километре. Таскать с собой бутылочки не хотелось. 
   Вот где-то в это время я начал осознавать ответ на вопрос "зачем?". Путь к психологическому рубежу в 30 км был долог и непрост, а тренировки порой заканчивались в темноте. Участились разговоры с самим собой, в которых нередко обсуждалась тема "зачем". Я еще не был уверен, что пробегу марафон, но уже знал, что всё это не зря! В какой-то момент начинаешь наблюдать за всем, что происходит вокруг: за красивым берегом вдоль которого бежишь, людьми мимо которых пробегаешь, тропинкой, которой дал название "тропа силы" (она закрыта деревьями и там всегда свежо и тенисто), подъемом в горку перед лагерем, мосточком через ручеёк, солнечным лугом, на который выбегаешь из зарослей. В определенный момент грань времени, после которого ты начинаешь "страдать", передвигается все дальше и дальше, а ты забегаешь всё в новые и новые места и "места". Это как в компьютерных стратежках рассеивать "туман войны". Я никогда не был за 25-м километром, а сегодня забежал туда и посмотрел - и это прекрасно. Каждый новый выбег из этих предыдущих границ - это как открытие. Всегда интересно! Очень часто мыслями меня уносило в Амстердам. Я представлял себе улицы нового города, каналы... Оп и ты в Амстердаме, оп - и в лесу под Гродно, но уже с пульсом +5 =) Эта фаза была прекрасна. Мысли чисты, ощущение свободы поступало в организм через ноги, ощущение "жизни здесь и сейчас", а вопрос "зачем" перестал мучить. 
    Наверное, самая сложная моя тренировка - это первый раз 30. Так вышло, что я пропустил тренировку на 28 км и решил перепрыгнуть её. Да, пропуски у меня случались. Судя по гуглдоку: 4 тренировки из 40 обязательных. Но три из них пришлись на предыдущую главу и не повлекли каких-то видимых проблем, а вот эта.... Всё шло хорошо до ровно 28-го километра. А потом как обрезало. Может это психологическая проблема готовности, но... Разом просто всё остановилось, заставлять бежать себя было неимоверно сложно. Единственное, что держало - это то, что "нет, ну повторять это я точно не хочу". Заболели колени. Никогда не испытывал ранее такой боли (не сильной, но именно новой). Я максимально снизил темп и уже еле доковылял до финиша. Ожидал, что на утро не встану, но... Ничего. Боль в суставах как появилась, так и пропала.
   Интересно, что если поначалу вес терялся из-за потери жидкости после тренировок и восстанавливался довольно быстро, то в определенный момент этого не произошло. 4 килограмма ушли сами собой, хотя никаких диет и рационов я не менял. Питание как и было хаотичным, так и осталось. Единственное, что стало прям хотеться овощей, нужно больше овощей! В них я себе перестал отказывать по полной =)
   За все эти длинные пробежки в неспешном темпе я понял, что 5.00 на марафон для меня - это будет сложно, если не невозможно. Стало ясно - плановый темп не тот. Да, был небольшой расчет, что тренируюсь я в основном на пересеченке и с набором, но и асфальт я для восстановления регулярно бегал. 

Стадия 6. Тренировки. Последняя фаза

   На 14-й неделе подготовки мы включили еще один полумарафон в график. Всё же именно с него и началась история - Минский полумарафон. В целом - включение любых официальных стартов в план - это полезно. Соревновательный эффект бодрит и добавляет разнообразия. Помимо полумарафонов я еще с разной степенью успешности пробегал и трейловую ночную и асфальтовую десятку. К этому времени я окончательно стал ходить на пробежки с людьми в качестве первой тренировки, километраж которых уже существенно упал. Это было очень хорошо - за что спасибо клубу Run4Fun! Пробежки с людьми, да еще и с замечательными людьми - это куда веселей, чем соло. Плюс ко всему под присмотром Алексея в моём графике появилось немного силовых и интервальных тренировок, что добавило интереса к самому процессу. Никогда в жизни я бы ничего такого не делал сам - в коллективе выполнять упражнения в разы проще психологически. 
   Расскажу еще про последнюю контрольную тренировку на 33 км. Готовился я к ней серьезно -  распланировал воду, питание, психологию. Но выбежал в чертовски плохом настроении. Бежал и негативил сам себе. А еще и часы сели на буквально 7-8 километре. Ну и куда мне к чёрту бежать дальше? Ни пульса не вижу, ни километража. Думал развернуться домой, вот только добегу до подъема. Но тут вот выглянуло солнце сквозь листву и подумалось "а не добежать ли до лагеря?". И тут я себя почувствовал прям Форрестом Гампом. Все эти многочисленные тренировки с поглядыванием за всеми этими дурацкими параметрами - а ведь я еще полгода назад даже не знал ничего о них и просто "выйти на старт и побежать" - всё, что я думал. И это ощущение свободы от всего прям вдохновило. И я бежал и думал - я Форрест Гамп и добегу до гейзеров! Я Форрест Гамп и добегу до Зарицы... Километраж я примерно знал по точкам, темп старался держать +/- на глаз. Большего удовольствия от бега я не получал, наверное, никогда. Вот я уже кое-что знаю о беге и этих странных циферках пульса и всякого... Но абсолютно не гружусь этим, ничего не знаю - просто бегу и смотрю. И погода мне тут подыграла. В общем бежал я в одно дыхание. Изредка спрашивал людей, который час, чтобы понимать сколько я уже бегаю. Вернулся к "нулевому километру", набегав по моим расчетам 30, и понял, что если я и устал физически, то супер заряжен морально - так и побежал добивать еще трёшку. Эта тренировка меня полностью эмоционально разгрузила. Я был счастлив от бега - это дорогого стоит.
   В конечном итоге после всех длинных решил, что целевой темп - это 5.30 ровненько по всей дистанции марафона. Он медленнен, но верен + должен меня сохранить для путешествия после. 

Стадия 7. "надо подвести себя к главному старту"

   Именно эту фразу я, человек плотно следящий за любым большим спортом и читающий сотни новостей, слышал очень много раз. Никогда не понимал, что в ней такого? Ну тренируешься себе и тренируйся. Что значит "подвести"? 
   Всё было бы слишком идеально, доведи я наш план до конца. До марафона две недели. Изредка после длинных тренировок чувствую боковую связку левого колена, но к утру не остается и следа от ощущений (не сказать, что даже болевых). Играю я в настольный теннис на работе и делаю какое-то дурацкое неловкое движение. Какой-то толчок с небольшим разворотом левой ногой. Уже через секунду я понял, что что-то пошло не так. Эти ощущения связки моментально стали болевыми, а на утро ничего не прошло, а лишь усилилось. Вот так вот 18 недель тренировок и ... Хотелось прям заплакать. Ближайшие дни я был просто в панике. Колено ныло даже при вертикальных нагрузках - бегать я не мог.  Билеты куплены, жильё забронировано, все близкие знают, что я побегу марафон, даже друзья из Одессы подорвались со мной в Амстердам за компанию - выходить на старт 100% нужно. Проходит паника - обращаюсь к знакомому врачу. Привет, Стася! Сходу слышу "ну смотри сам, побежишь - связка может разорваться вообще, бегать потом не будешь до конца жизни". Вот прям супер! Это я и хотел услышать! Но за первыми предупреждениями следует инструкция, что делать, и в конце "я бы побежала". Окей - приступаем. Физиопроцедуры, полное снятие нагрузки, мази, уколы, таблетки. Попутно делаю отдельную спортивную страховку (нарваться на медицинские неприятности в чужой стране - это очень будет плохо если что). И вот, пропустив две недели тренировок  (самых коротких, но максимально частых), я прилетаю в город назначения с суммарным набегом 440 км из 490 запланированных на последние 20 недель.
Runner Kit

P.S. Во многих отчетах читал "не выспался перед стартом" или "желудок подвел" или "плохо тренировался тогда-то" и думал... Да что за отмазки, ребята? Было очень забавно понять "ну всё. вот и моя отмазка меня настигла".

Стадия 8. Подготовка к старту

   Всё еще вообще не бегаю. В пятницу иду получать номер. На подходе к олимпийскому стадиону стоят часы с обратным отсчетом дней до марафона.
Не спрашивайте про чела справа)
Подготовка в чаше стадиона

 Пока еще тяжело думать о нём. Вокруг толпы людей - все стекаются в большой павильон. 

   Зашел, получил майку и номер, а выйти назад нельзя - иду по стрелкам и попадаю в огромный зал с кучей стендов от известных беговых брендов. Много активностей, беговых стоек, бутиков. Стоят красивые щиты для фотографий, к которым мне подсознательно не хочется даже приближаться.
Мизуны в голландском стиле

 В голове мысли "приехал, пофоткался, а сам ни черта не пробежал", - нет, я уж лучше без фото. В итоге стараюсь вообще не смотреть по сторонам, пролетаю все залы и оказываюсь на улице.
   В субботу решаюсь на тестовую пробежку. Пробегаю Волденпарк по кругу - ощущения нормальные. При правильной постановке стопы на ровную поверхность и вертикальную работу ног - всё близко к идеалу. При поворотах и небольших скручиваниях стопы - появляется нагрузка на боковую с лёгкими неприятными ощущениями. Подойдёт, думаю я. 
   Вечерняя паста, которая уже надоела за последнюю неделю, оказалась прекрасной. Выбрали неплохой ресторанчик вместо паста-пати от оргов, которая в базовую цену марафона не входила. 
   Старт в 9.30. Закрытие стадиона в 9.00, а завтрак у нас в гостинице начинается с 8. На вопрос "можно ли позавтракать на полчасика раньше" получил категоричное нет, ну и ладно - должен успеть. Значит подъем в 7.15, так и запишем =) Заснул, кстати, без проблем - ничего похожего на мандраж. 
   Утро. Полностью экипируюсь. В шорты заряжаю 6 гелей. План такой: после первого часа каждые 30 минут есть по 40-50 грамм геля; пить воду и изотоник поочерёдно везде, где они есть, хотя бы по чуть-чуть. Гели должны быть на поздних километрах от организаторов, но полагаться на них я не стал. Да и свои, опробованные в процессе разных стартов, надежнее. Номер на груди, гели в карманах, кроссовки на ногах - я готов. Время 7.40.

Лежу еще немного в кровати и в 7.55 спускаюсь на завтрак и ... Там уже полный зал марафонцев заканчивает принимать пищу. Хм, подумал я =) Поел немного злаков с йогуртом и бутерброд с джемом. Не лучший вариант, но из того, что есть - оптимально. Да и есть не хотелось совсем.  Спрашиваю у французов, как они планируют добираться - на велосипедах, говорят. Ладно, я-то планирую, как и в пятницу, трамваем.
   Да, я знал, что линии закроют, но не за два часа до старта же. Смотрю я на эти линии и понимаю, таки даже и раньше. Окей. Быстро в отель - спрашиваю на респшине "как?". 192 автобус? Окей - я побежал. По пути вижу множество компаний, спускающихся из своих гостниц в беговой амуниции - здороваюсь и спрашиваю "а вы как?". Рыжий парень уверяет, что тоже на 192 - доходим вместе на остановку, где стюарт марафона сообщает нам, что увы. 20 евро, положенные в шорты про запас, спасибо вам! Вы выручили кроме меня еще и парня из Ирландии, у которого в кармане была мелочь ровно на проезд в автобусе и всё. В общем - олимпийский стадион, 15 тысяч людей, зрители, вертолёты, камеры... I'm in.

Стадия 9. Марафон

   Записался я в кластер 3.30-4.00. Руководствуясь многочисленными советами, после очень небольшой разминки и туалета занимаю место в самом начале кластера. Стоишь в этой толпе, говорящей на десятках разных языков мира, и представляешь себе старт. Для меня это первый настолько массовый старт - предполагаю давку. Пистолет выстрелил - спортсмены убежали.

Ожидал сразу же медленного переступания в сторону старта, поэтому ветровку заблаговременно снял и попрощался с ней навсегда =( Спасибо тебе, зелёненькая моя... Но ничего не происходит. Все продолжают стоять. Перед нами стюарды открывают проход только тогда, когда все сегменты перед уже целиком начали активно продвижение. В итоге к старту я добрался лишь к 7-й минуте.
   И вот наконец-то стартовая черта - выбегаем из стадиона и по улицам несёмся к одному из символов города - Рейксмюсеуму. Первое, что удивляет - спустя ровно километр, как только мы свернули в Волденпарк десятки людей из ближайшего окружения идут, простите, в кустики. Как? Почему? Мы ведь только что были на стадионе... Ладно. Парк мы уже бегали на прогревочном вчера - всё знакомо. Но темп, черт побери - темп... Почему я бегу на 20-30 секунд/км быстрее плана?
    - Максим, надо помедленее, пожалуйста. Помедленнее. - прошу я. 
    - Да ёлки-палки, хорошо же чувствуем себя - бежим итак медленно! - отвечает мне организм.
   В общем, договориться мне не удалось.

   Я точно понимал, что это плохо: колено, первый марафон, план... Но ничего поделать тут не смог. В какой-то момент я поверил, что смогу так и добежать. Почти сразу за это был наказан возникновением боли в колене. Идёт начало второй двадцатки - а колено взяло и заболело. При том, что поверхность ровная, бегу по прямой и всё делаю как обычно.

    Мысли стали закрадываться, но паники удалось избежать - обезболивающее у меня было наготове. Принимать его решил не спешить, маскирование боли на длинных дистанциях - такая себе идея. Старался отвлекаться на людей вокруг (а их было оооочень много), на музыкантов, которые стояли почти везде, на новый для себя город, на канал, к которому мы выбежали.... Большим стимулом была каждая электронная отсечка на дистанции, после которой моё текущее время должно появиться напротив имени в интернете. Т.к. я раздал близким ссылку на онлайн результаты, каждый раз я представлял как кто-нибудь смотрит это за компьютером где-то там в Гродно. Это очень мотивировало добежать до следующей отметки - показать, что я еще не спёкся, что бегу... И в какой-то момент боль выключили. Не знаю, компенсаторные ли это функции или что-то другое. Так при беге вдоль канала я начал получать удовольствие =) Катер с живой музыкой, который плывет рядом с тобой, мельница как с брошюрки, флайбордисты, солнечная погода (пока ещё не чувствую жары)... Класс. Вот только что этот канал был прекрасным, а уже через 2 километра ты думаешь "чертов однообразный канал, ничего не происходит, мать его. слева вода, справа частный сектор, блеск". А ведь еще даже до разворота не добежал - обратно по нему бежать столько же =) Так и начал мечтать о развороте для начала.

   Почти сразу после разворота отсечка полумарафона: 1.50. Так медленно эту дистанцию я не бежал даже в первый раз! Ладно, чёрт с ним - мы всё еще на канале, но больше он прекрасным не становится никак... Вижу группу в одинаковых майках "russia" рядом, пытаюсь развлечься.
   - Привет, парни. Как дела?
   - Всё отлично, сам как? На сколько бежишь?
   - Ну так. Пока чувствую себя хорошо. Хочу из четырех выбежать.
   - Хм... Мы тянем нашего друга на персональный рекорд в 3.40.
   Да. Надо отставать, решаю я, ведь по 5.30 я так и не побежал.
   Вчера вечером мои верные друзья из Одессы сказали, что будут ждать меня на финише и на отметке в двадцать....какой-то километр. И вот они пошли двадцатькакие-то километры, а вспомнить какие, я уже не могу, но почему-то решаю, что это 23. И вот 22, 23, 24, а их нет. Я понятия не имею почему, но для меня было чертовски важно их увидеть. Поэтому я очень расстроился "ну наверное не успели, ладно(((". Но вначале 26-го я очнулся от криков "Мааааакс, даваааай" и стало хорошо. Спасибо вам, Руся и Коля! Перекинулись парой слов и всё - работать дальше.

   Психологически было всё еще комфортно, но вот жара начинала давать знать. Если раньше я не брал никаких влажных губок на пунктах подпитки, то теперь я каждый раз жадно хватал каждую и выжимал её на голову и шею. Парадокс, но тренируясь в лесу под Гродно - думаешь как бежишь в Амстердаме, а когда бежишь в Амстердаме... Да, представляешь себе лес под Гродно и то, что там на этом километре сейчас. Т.к. самая длинная для меня тренировка была на 33 километра, то до этого места я бежал как по "знакомой" территории, а потом... Потом очень кстати то, что ближайшая отметка, о которой узнают друзья в интернете, очень близко - 35. Надо до неё добежать обязательно. Где-то тут я замечаю, что вот только что было 5.30, а этот километр уже 5.49 - непорядок, думаю я - я ведь ещё норм. Ускоряюсь, смотрю на часы - очередной километр уже 5.51. Хм.  Довольно быстро приходит осознание что это вот "ускоряюсь" - это иллюзия. Пресловутая стенка или нет - не знаю.


 Склонен думать, что если бы я бежал своим 5.30 с самого начала - ничего такого не было бы. Но как факт - на тот момент единственная задача, которую я мог выполнять - это не упасть медленнее 6.00. С этих пор визуальная составляющая марафона выключена полностью - стало абсолютно безразлично, где мы бежим, что вокруг, кто вокруг... Интересно, что единственное, что не отключилось - слух. Я прекрасно слышал зрителей, кричащих "Гоу, Макс, ю кэн ду ит". Говорил много раз - но эти простые штуки РАБОТАЮТ. Что такого в том, что тебе незнакомый человек скажет банальную фразу? НИ-ЧЕ-ГО. Казалось бы. Но нет, что-то прям внутри щёлкает и ты стараешься лучше - можешь чуть-чуть больше. И эти чуть-чуть очень нужны под конец марафона. 5.57, 5.59, 5.58 - эти цифры давались сугубо на морально волевых - уж очень не хотелось видеть 6.00 и выше на часах. Пульс к тому времени давно застыл на высоком, но не критичном для меня значении.
   Вот мы вбегаем уже в знакомый Волденпарк - дальше путь уже известен. Где-то тут я нашел в себе силы осмотреться вокруг и то, что я увидел, меня очень улыбнуло. Это было похоже на зомби-бег =) Визуально это выглядит попыткой бежать без усилий: люди вокруг как-то неказисто и неестественно переставляют ноги, а руками цепляются за воздух. Вероятно, я сейчас выгляжу также... Ну и чёрт с ним - вот отметка в 40 км - я точно добегу!
   А на 41-ом было табло с ган-таймом (время от выстрела пистолета) и показывало оно что-то около 3.53 минуты. "Чёрт, да ведь я даже по грязному времени успеваю из четырех - надо бежать! Спину ровнее, на подъем пульса в критичную зону не обращать внимания! Вперёд". Это было очень... Эмоционально. Я ускорялся на финиш и понимал, что скорее всего сделаю это. Вход в стадион, выбегаем на дорожку, зрители, диктор... Нужно сделать последний поворот. - финишная прямая, часы. ~3.58. Люди вдоль финишной прямой, пятухи... Счастье!
Последний километр за 5.15, а последние метры по стадиону не ускориться ещё - это уже нереально. Тебя несёт волна!
Хотел эту фотографию. Цена - 20 евро, полный пакет фоток - 30. 
Ради неё я и купил все =)

Стадия 10. Конец

   Нет, вот даже обидно! Ну вот не хотелось мне распластаться за финишной чертой или там доковылять до травы и грохнуться на неё. Просто шёл и наслаждался всем вокруг, атмосферой. Показалось, что услышал "бла бла бла фром Беларус" - галлюцинации, подумал я. Прошёлся туда-сюда, порастягивался как мог и пошёл на выход. По пути увидел машущих друзей с трибуны - круто! Они уже здесь! Договорились, где встретимся и вперёд.

   По пути выдают медаль, проходишь мимо столов с едой и напитками. Взял только изотоник, есть уже не мог - эти гели (Рус, съедено 6 штук, запиши!) заблокировали желание есть. Финишный городок был хорош - куча людей отдыхает, ест, пьет... Замечаю бокалы пива в руках, чёрт - я бы сейчас да! Как давно я его не пил... Но, место, где мы договорились встретится оказалось за пределами всего этого праздника жизни. Ну и чёрт с ним - меньше всего сейчас хочется о чём-то жалеть, хотя небольшое опустошение присутствует. Полгода тренировок, трудности в конце, сам забег - всё это позади. Самое интересное, что средний темп таки 5.30, а чистое время 3.52.30. Казалось бы: цель выбежать из 4 - выполнено, даже из 4 по ган-тайму - есть. Но какое-то внутреннее неудовлетворение от того, что ты как обычный новичок пробежал по нисходящей (слишком быстро в начале, слишком медленно в конце) - почти сразу приходит на ум. К чёрту, пару фотографий с друзьями (ну теперь-то уже можно!) и гоу куда? Правильно в ближайший бар! О, как ты вкусно, послемарафонское пиво! Я ждал тебя давно =)

   Спокойно пешком в режиме прогулки доходим до гостиницы, и я ложусь спать/отдыхать на пару часов. Вечером я уже спокойно гуляю без болезненных ощущений. Утром следующего дня чувствую себя просто отлично и понимаю - подготовка была верной! Всё что было сделано - всё дало свои плоды. В этом месте я и хочу сказать отдельное огромное спасибо Паше К, человеку знания и советы которого позволили мне это сделать. (простите, но дальше будет речь с церемонии Оскар, я не могу её пропустить) А ещё клубу Run4Fan и отдельно Лёше В. и Диме В. за спортивную атмосферу, в которой только и может прийти идея о марафоне! Ну и конечно тем, кто был теми самыми людьми, которые обновляли страничку и ждали новой отсечки. Спасибо! 

Стадия 11. Послесловие

   Подарил мне один друг (давно уже) книжку об ультрамарафоне =) А прочёл я её только после марафона. Так вот  - книжка хороша, всё по делу. Ультрамарафоны напомнили мне наши отечественные ПГшки - поэтому нет, не хочу ультра. Хотя на следующий марафон уже есть план - надо всё же исправить ошибки. Так вот о чём я - 90% информации (реальной, полезной, нужной) не была для меня новой - всё это мне уже рассказали ребята во время тренировок. Паша, пиши книгу ;) 




2 комментария: