вторник, 20 августа 2019 г.

Триатлон дилетанта

   29 июля узнал о том, что Triatlono Taurė существует, а 17 августа состоялся мой дебют в триатлоне. Кое-что про всё это я и собираюсь рассказать далее...

   Triatlono Taurė - это "Lithuanian Triathlon Cup by now is the biggest triathlon multi-series event in the Baltic States, bonding athletes from the entire region", пишет нам одна из немногих переведённых с литовского страниц сайта. В целом - это 7 (или 10, я так и не понял почему Клайпеда, Каунас и Вильнюс выделены в их списке) этапов олимпийской дистанции (и её меньших производных) в таких замечательных городах как:

Алитус - 100 км от Гродно
Шилале - 313
Клайпеда - 383
Варена - 96
Каунас - 169
Вильнюс - 168
Йонава - 190
Girdziai - 214
Друскининкай - 53 
Вейсеяй - 59

В последний мы с Пашей да Виталиком и отправились.

Подготовка

   Первая трудность (ну после того, как ты уже решился) - это понять хоть что-нибудь из регламента на литовском =) Наши прибалтийские товарищи традиционно не очень утруждают себя переводами даже на английский, а онлайн-переводчики с литовского - та ещё сатана. В общем кое-как тезисы мне удалось сформировать в своём канале "Активный Гродно". Мой с Пашей выбор пал на спринт (половинка олимпийки), а Виталий запрыгнул в последний момент на фан-трассу.
   Сложность номер два - оплата. Система paysera к беларуским респондентам не дружественна, но вопрос решаем.
   "Да я недавно в минском триатлоне учавствовал, там половина на горниках ездили... а ещё четверть на шоссерах еле волочились... не переживай, не затеряешься" говорили они мне...
 

 
В транзитной зоне перед стартом я насчитал ещё ДВОИХ из 101 участника"коллег" по толстым колёсам. Ну да обо всём по порядку) В общем, даже имея возможности одолжить шоссер, я предпочёл чужому необкатанному новому типа велосипеда, проверенный свой родной Cannondale Trail 3.

   За велосипедный и беговой этапы я вообще не волновался, в общем-то. Хотя беговых тренировок именно на пятёрку поделал. Традиционный бич новичка в триатлоне - это плавание. Нет техники - нет скорости. И физухой это компенсировать очень сложно. Плюс лично у меня опасения вызывала открытая вода и "рубка" масс-старта. Всё же наворачивать в бассейне по дорожке - это одно, а нонстоп с ещё сотней бравых парней в гидрокостюмах - это другое. Но дистанция до километра не особо пугала, поэтому дальше пары тренировок на означенные 750 метров в ФОКе дело не дошло, хотя уже к третьему разу я чувствовал себя гораздо уверенней и лучше.
   Итоговый комплект амуниции представлял всё то, что и так давно в наличии - никаких лишних затрат. Вел, шлем, майка, вело-кроссовки, беговые кроссовки (обе пары с быстрой шнуровкой), носки, короткие тайтсы и очки. Всё. 

Перед стартом

   Выехали около 8 утра из Гродно, перестраховываясь с границей, но в итоге проскочили быстро и времени имели с запасом. Все старты разнесены и не пересекаются (9 - олимпийка, 13 - спринт, 15 - фан). В итоге спокойно получили стартовый пакет:

   Собрали велы, изучили транзитку, старт, финиш, местный магазин и даже в ресторанчик заглянули. За всё это время уже стало понятно, что местный уровень экипировки (не возьмусь оценивать именно спортивный уровень) примерно в районе "космоса" в сравнении с нами =) Начиная даже с мелочей вроде резинового пояса для номера. Дело в том, что номер на велоэтапе должен быть сзади, а на беговом - спереди, и самый удобный вариант - поясная резинка, которую легко можно разворачивать. Я бы её даже купил (на старте были точки с амуницией), но их уже и в продаже не осталось... Ладно, наш вариант волшебная майка, которую на велоэтап можно надеть задом наперёд))
   Продолжаем собираться: номер на шлем с одной стороны, номер на шлем с другой стороны, наклейка на велосипед и на ящик с вещами - done. В ящике носки, шлем, майка, две пары кроссовок, питьё и ещё в поилке на веле немного воды. На себе только чип, тайтсы, очки и шапочка (она была в стартовом пакете). Велосипед в "стойле" - всё готово. 

Старт. Плавание

   За сутки проходил электронный видео-брифинг в Facebook, а предстартовый за 10 минут до старта на воде. Неловко в тайтсах и с голым торсом смотрю на отряд статных парней в гидрокостюмах, выцепляю взглядом ещё 2-3 таких же как я и успокаиваюсь. 
   Литовский мы всё ещё нихт фирштейн, но попросив помощи у рядом стоящего атлета, уясняем самое главное: старт с воды, плыть до второго буйка и обратно. Ждём обратного отсчёта.
   Открытой воды я опасался: как ориентироваться? как не получить в лоб ногой? как не дать в лоб ногой? и т.д. По факту таких проблем не возникло. Куда плыть - без разницы =) Справа и слева от тебя вероятнее всего гребут другие люди и задают твоё направление + красные яркие буйки хорошо просматриваются. Как не получить и не вломить кому-то? Никак, если ты не вырвался вперёд или не отстал. 
   В общем, исходя из практики бассейна, я старался не спешить и до разворота плыл кролем в своём темпе. Зная, что "усталый кроль" по скорости не быстрее брасса в тот же самый момент, вторую половину начал брассом. А за метров 100 снова перешёл на кроль - нельзя же перед людьми финишировать черепахой))
   Выходя из воды, был даже собой доволен по ощущениям... А потом глянул на часы для отсечки и увидел 19 с мелочью минут. Хм, в бассейне из 18 плыл ту же дистанцию и явно меньше прикладывая усилий... Ну ладно, чёрт с ним. В итоге по моим часам дистанция вышла не 750 метров, а 930 (а по Пашиным итого больше). Уже после гонки разбираясь с этим вопросом, пришли к выводу, что это "качество" нашего плавания по прямой + погрешность GPS, всё же у лидеров на трэке действительно 750. 

Велосипед

   На смене этапов замечаю, что велосипед Паши всё ещё тут, что меня немного порадовало. Всё же кроме него у меня ориентиров тут нет, а Паша очевидно сильней. Так что промежуточное лидерство добавило эмоций. Из воды в итоге я вышел 77-ым из 101 стартовавшего участника. 
   Транзитная зона №1 была долгой для меня за счёт надевания майки и носков (их, кстати, многие не используют ибо триатлонная обувь без швов) на мокрое тело - 69 секунд (и это 45-й результат из всех на транзитной зоне №1). Тем не менее на старте велосипеда я был уже 72-ым.
   Когда всё готово, с великом надо добежать до определённой отметки и только после неё разрешено садиться. Ещё чуть-чуть и начинаю раскручивать самый сложный для меня этап. Удивительно, что самый сложный для меня этап именно в том, в чём я лучше всего готов. Дело в том, что сложен он был больше психологически. Это тяжело принимать, что ты вкручиваешь на полную и, сражаясь, с достаточно сильным ветром держишь 30 км/ч, а тебя обгоняют на космолётах люди, по виду не очень то и старающиеся =( На этом кубке лидирование (езда друг за другом) запрещены и ехать необходимо сугубо один на один с ветром. В итоге уже на пятом из 20 километров меня догнал Паша и легко уехал вперёд. Суммарно на этом этапе я потерял 16 мест и в целом на этапе показал 92-е время. Тоска...Ну да ладно - это было ожидаемо и я знал на что шёл.  
Моя средняя скорость на горнике: 28,7 км/ч (максимум: 45 км/ч)
Средняя Паши на обычном шоссере: 33.5 км/ч (максимум: 51,8 км/ч) 
Средняя одного из лидеров на космолёте: 42,7 км/ч (максимум: 59,8 км/ч)

Бег

   Уже перед финишем велоэтапа в ногах появилось странное новое ощущение. Как будто вместо икр у меня кирпичи. То ли из-за комбинированной нагрузки, то ли из-за новой посадки на велосипеде (а я почти все 44 минуты велоэтапа провёл согнувшись, опираясь на вилку для лучшей аэродинамики).
   Вторая транзитка: тут только переобуться и перекрутить номер - 41 секунда (48-е время) и я на 88-й позиции выбегаю на заключительный этап. Первый километр в целевом темпе по 4:30 на км даётся очень тяжело - никак не могу избавиться от кирпичей в ногах и приходится немного сбавить до 4:50. На третьем километре не знаю, что произошло, но внезапно отпустило и к мышцам вернулась лёгкость. А вместе с этим и настроение - вестимо, обгонять (даже в хвосте пелотона) приятнее, чем быть обгоняемым.
   В итоге последние километры бежал в удовольствие и достаточно быстро для себя. Почти дотянул до целевого темпа за все пять километров и показал лучший результат из всех этапов (44-ое место). Финиш, медалька, вода, друзья, фоточки и хорошее настроение ударно проведённой концовки. Итоговое 78ое место из 101 - пофиг, не важно.

Итог

   Один из первых выводов, которые я для себя сделал - это новая оценка физической сложности триатлона. Если раньше я даже на половинку айронмэна смотрел слегка свысока мол "ой. да катаю/бегаю я и поболее, а плавание перетереплю", то теперь есть понимание, что - нет, всё многим сложнее =)
   Итого на половинку олимпийской дистанции триатлона я потратил полтора часа - это плюс минус время, которое я трачу на обычный полумарафон, а удовольствия, кажется, в разы больше. Паша, кстати, закончил 35-ым за 1 час 19 минут 05 секунд. Удовольствия больше, нагрузка интереснее, а затрат экипировочных и финансвых почти столько же. Топ! Правда, опять же следует повторить, что нужно быть готовым к тому, что на фоне соперников есть шанс выглядеть слегка глупо на своём корче и без гидрика или триатлонного костюма. Хотя вот, говорят, что в РБ такой проблемы нет =) Хотя и стартов, можно сказать, нет... Сможем ли мы в условном Острино (населённый пункт близкий по ТТХ к Вейсейляю) собрать 300 триатлетов-любителей хотя бы через 5 лет? В целом приятно удивляет уровень любительского спорта в стране-соседке. Целый кубок таких соревнований: прекрасный стартово-финишный городок, онлайн результаты в интернете и на табло, чёткий тайминг и организация по всем пунктам, и приятное ощущение себя всё же не дилетантом, а причастным к спорту человеком. На фан-трассе можно было увидеть людей любой комплекции и возраста. Если сказать кому-то из нашего окружения, что триатлон - это просто, это вызовет лишь недоумение. А стоит отъехать от родного города на 60 километров и можно на практике убедиться, насколько это действительно просто. Спасибо ещё раз Паше и Виталику за отличную компанию - суперский выдался день! А в 18:00 я уже был дома... Сгонял на триатлон, как на работу сходил ;)

P.S. Забавно, что на медали из Литвы оказался не чужой для нашего города человек - Людвик Лазарь Заменгоф! Оказывается, по молодости он работал доктором именно в этом городке. Совпадение? Не думаю!
P.P.S Руслан, запиши. Гелей съедено ноль ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий